рабочая программа литература 5 кл 2020

Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа разработки программы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года);
Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении Федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями от
08.06.2015г № 576);
СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г);
Учебный план МКОУ «Озерская ООШ»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочей программы по предметам (курсам),
утвержденное приказом МКОУ «ОзерскаяООШ»
№ 53-од от 30.06. 2020г.
Место предмета в учебном плане
5 класс – 102 часа;
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной
литературы;

на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного
смысла литературных произведений;

на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному
переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических
традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и

интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их
к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской
позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также
умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов,
что предполагает
постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие
способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о
литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом
для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного,
формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения
перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом,
так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения
аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений
русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым
образом построенном автором;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным
художественным смыслам;

формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей,
к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.В процессе
обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение
продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися
непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность
совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая
рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности
как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент,
моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей
и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинноследственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование
известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным
основаниям, критериям.
Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их
проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для
доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать
оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа
текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний,
адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко,
выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование
выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих
учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил
здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее
участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного
ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему

многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового
общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность
к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез
является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,
участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки
работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой
формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной
программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического
оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные,
познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе
и
познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных
задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства
для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических
задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки
своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности

в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса
деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной
задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать
выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения
эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений

утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ
проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины,
возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с
помощью знаков в схеме;

 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с

выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или
заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся
сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
д.); выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т.
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны

собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной
задачей;

 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых

средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего
выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в
том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную
гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего
эстетического и интеллектуального удовлетворения;
 восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет,
историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа,
мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,

создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные
этнокультурные традиции;
 овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
*Выпускник научится
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у
обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда
эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих
умений):
 определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
 владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции,
основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему
персонажей (6–7 кл.);
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
 объяснять
свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений (7–9
кл.);
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.),
постепенно переходя к
анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
«читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение
пользоваться терминами,
изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на
своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного
плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания
проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в
каждом классе – на своем уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование
различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной
степени и не заканчивается в школе.

3. Содержание учебного предмета
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов.
Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения
произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих
освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже).
Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно
представлены в рабочих программах).
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы,
предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также
примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается
составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он
предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может
быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений,
обязательных для изучения, указано, например: А. Блок. 1 стихотворение; М. Булгаков. 1 повесть. В программы
включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах
скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу
(тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого
может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество
произведений указано, например: поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А.
Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов
из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного
процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в
списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже
во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору,
проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения,

общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это
самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих
компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же
произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на
ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения,
входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений
из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию
к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и
одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в
самостоятельном выборе произведений.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с
ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от
того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и
психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике
традиции обучения литературе.
Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения тематического
планирования.
Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А 9 класс,
А«Зимнее утро» 6 класс, «Я
памятник
«Слово о полку
себе Игореве».
воздвиг
нерукотворный…»
9 класс
9
класс.

В
Всероссийский
престол1-2
Ея по
Величества
«Маленькие
трагедии»
выбору.
Государыни
Русская литература
Императрицы
Елисаветы
«Моцарт
и Сальери»,
«Каменный
гость» Петровны
9 класс.
9Древнерусская
класс. 1747 года».
литература
– 1-2
произведения на выбор.
Г.Р.Державин
– 1-2 стихотворения
«Поучение
Владимира
6 класс.
«Повести
Белкина»
- 2-3Мономаха»
по выбору:по
выбору.
«Житие Сергиясмотритель»,
Радонежского»
8 класс.
«Станционный
«Метель»,
«Бог»
9 класс.
«Памятник» - 9 класс.
«Выстрел»
8 класс.
И.А.Крылов
Поэмы – 1 по– выбору:
3 басни по
«Кавказский
выбору.
«Свинья
пленник»под
9 класс
дубом», «Волк на псарне»,
«Демьянова уха» - 5 класс.
Сказки – 1 по выбору: «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» 5 класс.

М.Ю.Лермонтов «Герой
А.С.Грибоедов
«Горе
от
нашего времени»
9 класс.
ума» 9 класс.
Стихотворения : «Парус»
6 класс, «Смерть Поэта» 9
Д.И.Фонвизин
класс,
«Недоросль».
-класс,
7 класс.
А.С.Пушкин.
«Бородино» 5 «Евгений
Онегин»
«Узник» 9 класс;
класс, «Тучи» 6
«Дубровский»
класс;
класс, «Утес» 66класс,
«Капитанская
«Выхожу одиндочка»
я на 8
класс.
дорогу» 9 класс.
Стихотворения:
«К
Чаадаеву» 9 класс, «Песнь
«Бедная
оН.М.Карамзин.
вещем Олеге»
7 класс, 8
Н.В.Гоголь
«Ревизор»
Лиза»
класс.
«К***»
«Я
помнюдуши»
чудное
класс, 8«Мертвые
9
мгновенье…»
9 класс;
класс.
«Зимний вечер» 5 класс,

М.Ю.Лермонтов 10 стихотворений по
В.А.Жуковский
баллады по выбору.
выбору.
М.В.Ломоносов– –1-2
1 стихотворение
по
«Светлана»
6
класс;
«Лесной
царь»
8
«Три
выбору.
пальмы» 7 класс, «Когда волнуется
класс.
желтеющая
нива»
6 класс,на «Родина» 7
«Ода на день
восшествия
1-2
элегии
по выбору.
класс,
«Пророк»
9 класс,
«Как часто
класс,
«Тарас
Бульба»
6 класс,
«Невыразимое»
класс; «Море»8
класс.
пестрою
толпою9окружен»
9 класс,
«Старосветские
помещики»
8 класс,
А.С.Пушкин
«Листок»
«Шинель»
6 класс,
7 класс.
– «Нет,
10 я стихотворений
не Байрон, я
различной
другой…» 9 тематики,
класс, «Поэт»
представляющих
9 класс,
разные
– по выбору:
«Узник»периоды
9 класс,творчества
«Дума» 9 класс.
«Вольность» 9 класс, «К морю» 9 класс,
Поэмы: «Песня
про «Редеет
царя Ивана
«Деревня»
9 класс,
облаков
Васильевича,
опричникадневное
и
летучая
гряда»молодого
7 класс, «Погасло
удалого купца
Калашникова»
7 класс.
светило»
9 класс,
«Няне» 5 класс,
«Зимнее
утро»
7 класс,
«И.И.Пущину»
8 класс,
«19
Н.В.Гоголь.
повести
5 из разных
циклов.
октября»
(1825
г) 8 класс, «Анчар»
«Ночь перед
Рождеством»
5 класс, 9
класс.
«Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович и Иваном Никифоровичем» 8

С
Сказки: «Падчерица» , «Чего на свете не
бывает» - 5 класс; «Как Бодыноко
победил одноглазого великана» 6 класс.
Былины: «Святогор и тяга земная»,
«Илья Муромец и Соловей –разбойник»
7 класс. Исторические песни: «Степан
Разин и девка –астраханка», «Иван
Грозный молится по сыне» класс.
8 класс
Пословицы: »Каков хан, такова и орда»;
»Не поле кормит, а нива»; »Бог не в
силе, а в правде».
Литературные сказки 19-20 века, 1 сказка
по
выбору.Сказка
Антония
Погорельского
«Черная курица, или Подземные
жители».
Поэзия пушкинской эпохи – 2-3
стихотворения по выбору.
А.А.Дельвиг «Русская песня» 8 класс;
Е.А.Баратынский «Пловец, «Родина» 8
класс.

Ф.И.Тютчев.
Стихотворения.
«Весенняя
гроза»
(«Люблю грозу в начале
мая..»)7 класс, «Молчи,
скрывайся и таи…» 9
класс, «Умом Россию не
понять» 9 класс.
А.А.Фет. Стихотворения.
«Шепот, робкое дыханье 8
класс, «Как беден наш
язык! Хочу и не могу…» 8
класс.

Н.А.Некрасов.
Стихотворения:
«Крестьянские дети» 5
класс, «Вчерашний день,
часу в шестом» 7 класс,
«Несжатая полоса» 6
класс.

Ф.И.Тютчев. 3-4-стихотворения по
выбору.
«Фонтан» 7 класс, «Эти бедные селенья» 9
класс, «Певучесть есть в морских волнах»
7 класс, «К.Б.» («Я встретил вас – и все
былое…» 9 класс, «Молчи, скрывайся и
таи» 9 класс.
А.А.Фет 3-4 стихотворения по выбору. «Я
пришел к тебе с приветом» 9 класс,
«Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали…» 9 класс, «Это утро, радость
эта…» 7 класс, «Учись у них – у дуба, у
березы» 8 класс,
Н.А.Некрасов. 1-2 стихотворения по
выбору.
«Тройка» 5 класс, «Размышления у
парадного подъезда» 7 класс,

Поэзия второй половины 19 века, 1-2
стихотворения по выбору.
А.Н. Майков «Весна», «Болото», Я.П.
Полонский «Утро», «По горам две
хмурых тучи»

И.С.Тургенев 1 рассказ по выбору.
«Бирюк» 6 класс.

И.С.Лесков. 1 повесть по выбору.
«Левша» 7 класс
М.Е.Салтыков-Щедрин 2 сказки по
выбору.
«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» 7 класс, «Дикий
помещик» 7 класс.
Л.Н.Толстой 1 повесть по выбору.
«Детство» 6 класс;
1 рассказ по выбору: «После бала» 8 класс.
А.П.Чехов 3 рассказа по выбору.
«Толстый и тонкий» 6 класс; «Хамелеон»
7 класс; «Налим» 6 класс.

А.А.Блок 2 стихотворения по выбору.
«После грозы» 9 класс; «В нашей бухте
сонной..» 9 класс.

Проза конца 19 начала 20 веков. 2-3
произведения по выбору.
М.Горький «Макар Чудра» 9 класс;
А.И.Куприн «Золотой петух» 5 класс;
И.А.Бунин «В деревне» 5 класс.
Поэзия конца 19 начала 20 веков. 2-3
стихотворения по выбору.
И.А.Бунин «Густой, зеленый ельник у
дороги» 5 класс; И.А.Бунин «Не видно
птиц…» 6 класс.

А.А.Ахматова 1 стихотворение по выбору. Поэзия 20-50 годов 20 века. 3-4
«Мне голос был» 7 класс.
стихотворения по выбору.
Н.А.Заболоцкий «Старая актриса»,
Н.С.Гумилев 1 стихотворение по выбору. «Некрасивая девочка» 8 класс;
Б.Л.Пастернак «На ранних поездах»,
«Слово» 8 класс
«Близнец в тучах» 9 класс.
М.И.Цветаева 1 стихотворение по выбору.
«Моим стихам, написанным так рано…» 8
класс.
Проза о Великой Отечественной войне.
1-2 произведения по выбору.
М.Шолохов «Судьба человека» 9 класс;
В.В.Быков «Сотников» 9 класс.

О.Э.Мандельштам
1 стихотворение по выбору.
«Равноденствие» 9 класс.

В.В.Маяковский 1 стихотворение по
выбору. «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче»7 класс.

Художественная проза о человеке и
природе, их взаимоотношениях. 1-2
произведения по выбору.
П.П.Бажов «Каменный цветок» 5 класс;
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» 6
класс.
Проза о детях. 3-4 произведения на
выбор. В.П.Астафьев «Фотография, на
которой меня нет» 8 класс; «Васюткино
озеро» 5 класс; В.Г.Распутин «Уроки
французского» 8 класс.
Поэзия 2-ой половины 20 века. 3-4
стихотворения по выбору.

А.А.Вознесенский «Слеги» 8 класс;
Н.М.Рубцов «Звезда полей» 6 класс;
В.С.Высоцкий «Я не люблю» 8 класс.
С.А.Есенин 1 стихотворение по выбору.
«Нивы сжаты, рощи голы» 5 класс.
Проза русской эмиграции. 1
произведение по выбору.
И.С.Шмелев «Русская песня» 9 класс.

М.А.Булгаков. 1 повесть по выбору.
«Собачье сердце» 8 класс.

А.П.Платонов. 1 рассказ по выбору.
«Никита» 5 класс.
М.М.Зощенко 2 рассказа по выбору.
«Баня», «Обезьяний язык» 8 класс.
А.Т.Твардовский. 1 стихотворение по
выбору.
«Василий Теркин» («Книга про бойца») –

Проза и поэзия о подростках и для
подростков
последних
десятилетий
авторов-лауреатов премий и конкурсов.
1-2 произведения по выбору.
Н.Н.Носов «Три охотника» 5 класс.

главы по выбору: «Переправа», «Два
солдата». 7 класс.
А.И.Солженицын 1 рассказ по выбору.
«Матренин двор» 9 класс.
В.М.Шукшин 1 рассказ по выбору.
«Чудик» 7 класс.
Литература народов России.
Ч.Айтматов «И дольше века длится день»
9 класс.
Зарубежная литература.
Гомер «Илиада» фрагменты по выбору. 9
класс.
Данте. «Божественная комедия»
(фрагменты) 9 класс.
М.де Сервантес «Дон Кихот» (главы по
выбору) 9 класс.
В.Шекспир. «Ромео и
Джульетта» 8 класс

1-2 сонета по выбору
№68 «Его лицо - одно из отражений»
7 класс; № 130»Ее глаза на звезды не
похожи» 7 класс.

Зарубежный
фольклор,
легенды,
баллады, саги, песни. 2-3 произведения
по выбору.
Миф «Олимп», «Рождение Зевса». 5
класс

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по
выбору) 5 класс.

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» 6
класс.

Зарубежная сказочная и фантастическая
проза, 2-3 произведения по выбору.
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик» 8 класс; бр.
Гримм «Снегурочка» 6 класс.
Зарубежная новеллистика. 2-3
произведения по выбору. П.Мериме
«Кармен» 8 класс; О.Генри «Вождь
краснокожих» 6 класс.

Ж.-Б.Мольер комедии 1 по выбору.
«Мещанин во дворянстве» 9 класс.
Зарубежная романистика19-20 века. 1-2
романа по выбору. Э.М.Ремарк «Три
И.В.Гете «Фауст» фрагменты по выбору. 9 товарища» 8 класс.
класс.
Г.Х.Андерсен. Сказки 1 по выбору.
«Соловей» 5 класс.
Дж. Г. Байрон. 1 стихотворение по
выбору. «Прощание Наполеона» 9 класс;
Фрагменты одной из поэм по выбору.
«Паломничество Чайльд Гарольда» 9
класс.
А.де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» 7
класс

Зарубежная проза о детях и подростках. 2
произведения по выбору.
М.Твен. «Приключение Тома Сойера»;
А.Линдгрен «Приключение Эмиля из
Леннеберги». 5 класс.
Зарубежная проза о животных и
взаимоотношениях человека и природы.
1-2 произведения по выбору.
Дж.Лондон «Сказание о Кише» 7 класс;
Современная зарубежная проза. 1
произведение по выбору.
Д.Пеннак «Глаз волка» 7 класс.

4. Тематическое планирование
5 класс.
№ Тема урока
п/
п
1 Литература как искусство слова

2

Основное содержание

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России, национальные
ценности и традиции; цели и задачи предмета, содержание учебника-хрестоматии; роль книги в
жизни человека; выявление уровня литературного развития учащихся
Мифы об искусстве. «Апполон и
Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства.
музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», Художественные
образы
в
мифологии
и
средства
их
создания.
«Орфей в подземном царстве».
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола,
аллегория.

Вн.чт.
Славянская
мифология. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований
Художественный образ в мифе.
народа.
4 Фольклор и народная словесность. Творческая работа с использованием пословиц, поговорок и загадок.
Русские пословицы и поговорки.
Беседа, ответы на вопросы, выполнение проблемных заданий в малых группах
5 Русские народные сказки. «Царевна- Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.
лягушка» - встреча с волшебной Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его
сказкой.
противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета.
Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Народные идеалы в сказке.
6 Русские народные сказки. «Жена- Виды сказок. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета.
доказчица», «Лиса и журавль».
Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.
7 Вн.чт. Сказочники Уральского края. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.
Краеведение: знакомство со сказочниками Урала
8 Сказка А.Погорельского «Чёрная Сказка фольклорная и сказка литературная. История создания сказки. Сказочные сюжеты, добрые
курица, или Подземные жители». и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.
История создания сказки.
9 Авторская
позиция
в
сказке Выражение авторской позиции в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.
А. Погорельского «Черная курица, Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение
или Подземные жители».
иллюстраций к сказкам
10 Сказка Х. К. Андерсена «Снежная Художественные образы в сказке. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные
королева». Художественные образы предметы в литературной сказке.
в сказке.
3

11 Силы добра и зла в сказке
Х. К. Андерсена
«Снежная
королева».
12 Вн.чт.
Литературные
сказки
русских и зарубежных писателей.
13
14

15

16

17
18
19
20
21
22

23

24

Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в сказке. Нравственные
проблемы и поучительный характер сказки.

Знакомство с творчеством сказочников русской и зарубежной литературы. Сказочные сюжеты,
добрые и злые персонажи, волшебные предметы в сказке. Нравственные проблемы и
поучительный характер сказки.
Практикум. Аннотация.
Основные признаки аннотации как речевого жанра. Разновидности аннотаций.
Древнерусские летописи. «Предание Русское летописание.
об основании Киева», «Сказание о Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
юноше-кожемяке».
Вн.
чт.
Нравственная Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. Связь древнерусской
проблематика
«Сказания
о литературы с устным народным творчеством.
белгородском киселе».
Жанр басни в античной литературе. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр
Басни Эзопа, Федра, Ж. де Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням,
Лафонтена и Г. Э. Лессинга
характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов.
Вн.чт. Басни А. П. Сумарокова, Истоки басенного жанра в России. Образ рассказчика. Художественное и языковое своеобразие
И. И. Дмитриева.
басен.
Басни И. А. Крылова «Волк и Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий.
Ягненок», «Волк на псарне».
Обличение человеческих пороков в баснях
Басенные
образы.
«Квартет», Обличение человеческих пороков в баснях,
«Свинья под Дубом».
устные ответы на вопросы, составление характеристики героев
Вн.чт. Выразительное чтение басен Жанр басни в творчестве Крылова. Тематика басен И.А.Крылова.
И. А. Крылова.
Стихотворения
А. С. Пушкина Краткие биографические сведения о поэте. Детские годы поэта. Болдинская осень в творчестве
«Зимний вечер», «Зимнее утро».
поэта. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина.
Природа и человек в стихотворениях Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом
А. С. Пушкина.
Стихотворение произведении и о лирическом герое. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина.
«Няне».
Образ царевны в «Сказке о мертвой Ознакомление с историей сюжета, центральными образами сказки. Нравственные качества
царевне и о семи богатырях» царевны и царицы. Гуманистические идеи и вера в победу добра и справедливости в сказке.
А. С. Пушкина.
Образ королевича Елисея в сказке Дать представление о стихотворной сказке. Формировать начальные представления об

А. С. Пушкина.
25 Вн.чт. Особенности «Сказки о попе
и его работнике Балде»
А.С.
Пушкина.
26 Вн.чт. «Что за прелесть эти
сказки!..» (Обобщение по сказкам
А.С.Пушкина)
27 Стихотворение М. Ю. Лермонтова
«Бородино». Прототипы героев.
28
29

30

31
32
33

34

35
36
37

особенностях изображения человека в литературной сказке.
Закрепление представлений о стихотворной сказке. Особенности бытовой сказки.
Итоговый урок по сказкам А.С.Пушкина. Особенности сказок А.С.Пушкина.

Отдельные факты биографии М.Ю.Лермонтова. Историческая основа и патриотический пафос
стихотворения. Прототипы героев стихотворения.
Образ исторического события в Специфика образа исторического события как модели реального времени. Обучение работе с
стихотворении.
текстом. Сравнительный анализ разных текстов
Вн.чт.
Стихотворения Знакомство со стихотворениями, посвященными одному историческому событию.
М. Ю. Лермонтова
«Поле
Бородина», «Два великана».
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Биография и творчество писателя, наблюдение над языком и фантастическим сюжетом
Рождеством».
Фольклорные произведения
источники и мотивы.
Фантастические события в повести Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом произведения, представление о сочетании
«Ночь перед Рождеством».
жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.
Вн.чт. Своеобразие повести Н.В. Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом произведения, представление о сочетании
Гоголя «Заколдованное место»
жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.
Мир Диканьки (обобщение о Обобщение о художественном мире повестям сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
художественном мире повестей
сборника «Вечера на хуторе близ
Диканьки»)
Образ
времени
года
в Представление о художественном образе и средствах его создания на примере стихотворений
стихотворениях Ф. И. Тютчева и Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
А. А. Фета.
Р./р. Описание любимого времени Обогащение представлений о художественном образе и средствах его создания
года с использованием цитат.
Повесть И. С. Тургенева «Муму». Слово о писателе, история создания рассказа, отражение в рассказе социального, бытового и
Знакомство с героями.
культурного уклада русской жизни начала XIX века.
Образ
Герасима
в
повести Характеристика образа Герасима. Роль других персонажей в раскрытии этого образа. Нравственное

И. С. Тургенева «Муму».

преображение Герасима. Нравственные аспекты рассказа. Авторская позиция и способы её
проявления.
38 Образ исторического времени в Дать понятие о том, что немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. Авторская
повести И. С. Тургенева «Муму».
позиция и способы её проявления.
39 Смысл
названия
повести
И. С. Тургенева «Муму».
40 Мир детства в стихотворении
Н. А. Некрасова
«Крестьянские
дети».
41 Р./р.
Выразительное
чтение
произведений Н. А. Некрасова.

Идейное содержание и смысл названия произведения. Отражение в рассказе социального,
бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века.
Особенности композиции произведения. Основная тематика стихотворений и способы её
раскрытия. Отношение автора к персонажам. Начальные представления о собирательном образе и
речевой характеристики героев.
Основная тематика стихотворений и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

42 Практикум. Заглавный образ в
литературном произведении.
43 Р./р. Письменная характеристика
заглавного образа с использованием
цитат.
44 Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский
пленник». Историко-литературная
основа рассказа.
45 Образы горцев.
46 Образы Жилина и Костылина.

Начальное представление о заглавном образе в литературном произведении.

47 Р./р. Письменный ответ на один из
проблемных вопросов по рассказу
Л.Н.
Толстого
«Кавказский
пленник»
48 Образ Родины в русской поэзии XIX
века («Русь» И. С. Никитина, «Край
ты
мой,
родимый
край...»
А. К. Толстого).
49 Образ Родины в русской поэзии XX
века («Запевка» И. Северянина,

Выполнение письменной работы.
Пересказ от лица одного из персонажей, сопоставительная характеристика образов

Закрепление начального представления о заглавном образе в литературном произведении.

Историко-литературная основа рассказа. Понятие о сюжете.
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Быт и нравы горцев. Нравственный аспект рассказа.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Владеть навыками анализа поэтического произведения
Обучение анализу
произведении.

стихотворения.

Средства

создания

образа

Родины

в

литературном

«Родная деревня» Н. М. Рубцова).
50 Вн.чт. Поэты уральского края о
природе и малой родине.
51 Стихотворения
И. А. Бунина
«Густой
зеленый
ельник
у
дороги...», «У птицы есть гнездо, у
зверя есть нора...».

Краеведение. Знакомство с творчеством поэтов-земляков
Обучение анализу
произведении.

стихотворения.

Средства

создания

образа

Родины

в

литературном

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение
заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)
стихотворения Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.

52 Особенности
И. А. Бунина «Няня».
53 Напевность
Стихотворений
С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Топи да болота...»,
«Нивы сжаты, рощи голы...».
54 Образ
родины
в
поэзии
С. А. Есенина.

Р./р.
Выразительное
чтение
стихотворений С. А. Есенина.
56 Сказ П. П. Бажова «Медной горы
Хозяйка».
Приемы
создания
художественного образа.
57 Человек труда в сказе П. П. Бажова
«Каменный цветок».
55

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Средства создания образа Родины в литературном произведении.
Обучение анализу стихотворения. Средства создания
произведении. Выявление художественных образов.

образа

Родины

в

литературном

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.
Знакомство с особым миром героев П.П.Бажова – былью и фантастикой, одухотворением природы
в воображении героя, с одухотворенным трудом. Жанровое своеобразие произведения.

Продолжение знакомства с особым миром героев П.П.Бажова – былью и фантастикой,
одухотворением природы в воображении героя, с одухотворенным трудом. Жанровое своеобразие
произведения.
58 Образ рассказчика в сказах.
Углубление знаний о главных героях сказов, роли портретов, пейзажа, сравнений в композиции
сказов; выявление роли рассказчика
Работа со словарём. Формулировать идею и проблематику произведений.
Давать характеристику героям
59 Вн.чт. «Зачерпнём из бажовского Обобщение по сказам П.П.Бажова. Урок-игра
колодца»

60 Марк Твен «Приключения Тома Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома. Том и Беки. Том и Гек.
Сойера».
Дружба мальчиков.
Том Сойер и его друзья
Выразительное чтение.
Нравственная оценка героев повести.
61 Мир детства в повести.
Затеи Тома, его предприимчивость. Внутренний мир героев Марка Твена.
62 Вн.чт. Новелла О. Генри. «Вождь Отдельные факты биографии и творчества О.Генри. Заглавный образ литературного произведения.
Авторская позиция.
краснокожих»
63 Элементы
юмора
в
рассказе Знакомство с фактами биографии (детство) и творчеством писателя; особенность рассказов о
А. П. Чехова «Мальчики».
детях; формы юмористической оценки героев; характеристика заглавного 9собирательного) образа
литературного произведения.
64 Вн.чт. Образы сверстников в Знакомство с рассказами Н. Н. Носова, Т.Крюковой, Л.Лагина, А.Гайдара, В.И.Дмитриевой для
65 рассказах русских писателей XX детей среднего старшего возраста.
века
Краеведение: В.И.Дмитриева.
66 Практикум. Отзыв о литературном Основные признаки отзыва как речевого жанра; разновидности отзыва, особенности употребления
67 произведении.
языковых средств.
68 Музей писателя А.С.Грина. Повесть Знакомство с биографией писателя, его музеем.
А. С. Грина «Алые паруса».
работа с иллюстрациями.
69 Образ Ассоль.
Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.
70 Образ Грэя.
Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.
71 Описание первой встречи героев.
Понятие художественного образа на примере образа событий
72 Финал повести А. С. Грина «Алые Финал произведения и смысл названия повести.
паруса».
73 Вн.чт. А.С.Грин. «Зелёная лампа»
Мир героев А.Грина. Своеобразие мастерства А.Грина.
74 Сказка-быль
А. П. Платонова Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к
«Неизвестный цветок».
героям.
75 Вн.чт. Рассказ А. П. Платонова Общность тематики и идейно-эмоционального содержания сказки-были «Неизвестный цветок» и
«Цветок на земле».
рассказа «Цветок на земле»
76 Практикум. Поэзия и проза как Обобщение представлений о художественной речи и её основных формах. Формирование навыков
определения стихотворного размера и способа рифмовки.
формы художественной речи.

77 Р./р.
Сочинение
стихотворных Представление о литературе как искусстве слова и своеобразной форме словесной игры.
загадок,
монорим,
сиквейнов, Закрепление сведений о стихосложении в процессе выполнения практических заданий.
диамантов.
78 Пьеса-сказка
С. Я. Маршака Знакомство с драмой как родом литературы, определение своеобразия пьесы-сказки, отличие от
«Двенадцать месяцев». Особенности литературных сказок.
драматического произведения.
79 Заглавный образ в пьесе-сказке.
Понятие о заглавном образе в произведении; характеры главных героев, главная мысль
произведения; своеобразие пьесы-сказки, традиции народных сказок.
Практикум. Монолог и диалог как Обобщение представлений о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов
80 средство создания образа.
81
82 Дети и война. Стихотворение Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Расширение представления учащихся об образе
А. Т. Твардовского
«Рассказ исторического события. Война в жизни детей.
танкиста».
83 Дети
и
война.
Повесть Краткий рассказ о писателе и его военной биографии. Исторический комментарий к повести.
В. П. Катаева «Сын полка».
Война в жизни детей.
84 Образ Вани Солнцева.
85 Смысл названия повести.
86

87

88

89

Авторское отношение к герою. Характеристика литературного героя
Расширение представлений о заглавном образе литературного произведения. Обучение
составлению вопросов по тексту литературного произведения
Вн.чт.
Дети
во
время Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Расширение круга чтения
Ленинградской
блокады.
Ю. учащихся
Яковлев. «Девочка с Васильевского
острова»
Рассказ
В. П. Астафьева Слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах. Автобиографичность рассказа.
«Васюткино озеро». Образ главного Поэзия детства и поэзия природы в рассказе.
героя.
Человек и природа в рассказе Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания,
В. П. Астафьева
«Васюткино через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость. Образность и
озеро».
выразительность описания природы.
Вн.чт. Рассказ В. П. Астафьева Нравственная составляющая рассказа. Сопоставительный анализ идейного содержания рассказа и

90
91

92

93

94

95
96

«Зачем я убил коростеля?».
Рассказ
Э. Сетона-Томпсона
«Королевская аналостанка».
Образы животных и образы людей в
рассказе.
Животные в жизни человека.
Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур —
гончий пес».
Образ
Арктура
в
рассказе
Ю. П. Казакова «Арктур — гончий
пес».
Вн.чт. Судьбы животных. Г.Н.
Троепольский «Белый Бим Чёрное
Ухо»
Р./р.
Письменный
отзыв
с
использованием цитат
Детективный рассказ
А. Конан
Дойля «Камень Мазарини».

эссе В.Пескова.
Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей,
авторское отношение к ним.

Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей,
авторское отношение к ним.
Образ Арктура. Авторская позиция в рассказе
Краеведение
Судьба собаки в повести. Роль нравственных качеств в раскрытии образа собаки

Закрепление навыка создания и редактирования письменного отзыва о литературном произведении
с использованием цитат
Факты биографии и творчества писателя. История создания образа Шерлока Холмса. Особенности
детективных рассказов
рассказ Первоначальные представления о юморе на примере юмористического рассказа

97 Юмористический
М. М. Зощенко «Галоша».
98 Научно-фантастический
рассказ
Р. Брэдбери «Все лето в один день».
99 Р./р.
Письменные
отзывы
о
прочитанных рассказах.
10 Практикум.
Тема
и
идея
0
литературного произведения.
101 Практикум. Тема природы в
художественной литературе

Слово писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.
Закрепление навыка создания устного и письменного отзыва о прочитанном произведении
Обобщение представлений учащихся о теме и идее литературного произведения

Обобщение представлений учащихся о тематике и идейно-эмоциональном содержании
литературного произведения
102
Проект «Электронная презентация Обобщение полученных знаний, умений, навыков
«Памятники литературным героям»
Устные и письменные ответы на вопросы. Отчёт о выполнении индивидуальных проектов
103 Литературный праздник «По 104 Обобщение полученных знаний, умений, навыков
страницам изученных произведений»

105 Итоговый урок. Рекомендации книг Обобщение полученных знаний, умений, навыков
для внеклассного чтения.
Лист коррекции
Основание для коррекции

Содержание коррекции

Дата рассмотрения ПС и
номер протокола ПС

Дата утверждения приказом и
номер приказа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».