1.
Пояснительная записка.
1.1.Нормативно-правовые документы.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273-Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного
приказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17.12.2010г.№1897(ред.от31.12.2015г.);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, рекомендованной
Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации
введения ФГОС, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (в редакции
протокола заседания № 3/15 от28.10.2015г.);
-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-гигиенические
требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
- Учебного плана МКОУ «Озерская ООШ»;
- Положения о рабочих программах по учебному предмету (курсу), утверждѐнного приказом директора МКОУ
«Озерская ООШ» от 30.06.2020 г. №53-од.
1.2.Общая характеристика курса
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся
также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего
образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение
неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая
языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также
культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как
знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать
свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях
жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной
литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях
жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной
литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский
язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися
результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общегообразования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, как языку межнациональногообщения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение
базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковыхфактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства
коммуникации и средствапознания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том
числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально профессиональныхориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских
качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов ипрограмм;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектноисследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного
образования и ориентации в мирепрофессий.
1.3. Место предмета в учебном плане МКОУ «Озерская ООШ»
В учебном плане МКОУ «Озерская ООШ» на изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего
образования (5 - 9 классы) отводится 170 часов, в том числе: в 5 классе - 170 часов
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты на уровне основного общего образованияотражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга передРодиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современногомира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственнымпоступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видовдеятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и надорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненныхситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своейсемьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетическогохарактера.
Метапредметные результаты на уровне основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;
2) умениесамостоятельнопланироватьпутидостиженияцелей,втомчислеальтернативные,осознанновыбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательнойдеятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательныхзадач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстнойречью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковымисистемами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.
Предметные результаты изучения предмета «Русский язык»отражают:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования,
чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменнойкоммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке(изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной
переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия,
оценивать средства аргументации ивыразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки
зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения
(аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе образования исамообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих
чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка,
оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русскогоязыка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса
(звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный
оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его
уровней
и
единиц;
освоение
базовых
понятийлингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным
грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их
морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализатекста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры
слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных
цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи
в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые
слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы
употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего
грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической
функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в
словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и
неосложненной
структуры,
полных
инеполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов
предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами
связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной
разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также
уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем
общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и
письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении
различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения
лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных
слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и
произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления
фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и
словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологииязыка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места
ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения,
смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых
имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении
местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение
видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая
СМИ и ресурсыИнтернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной
переработки прочитанногоматериала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных
разновидностейязыка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов
речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностейязыка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания
разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевогоэтикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевогоэтикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации,
принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидностиязыка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их
звуковогосостава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова,
употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с
опорой на его морфемныйсостав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение,
гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа
слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой
организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основупредложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике
правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении;
использовать орфографическиесловари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в
достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять
их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности,
резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своейдеятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее,
привлекая сведения из жизненного и читательскогоопыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач.
2. Содержание.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог).
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного
стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официальноделового
стиля
(расписка,
доверенность,
заявление,
резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность
текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы
текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его
разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог
смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с
учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации
общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критериикультуры
речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические,пунктуационные).Вариативность нормы.Видылингвистических
словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературногоязыка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального
и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный
язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как
развивающееся
явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном
языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков
народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатыеслова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании.
Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и
мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение
гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования
предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем:
корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.
Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная
пара.
Словообразовательный
анализ
слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова;
прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики.
Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая
помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления
слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические
свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и
деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен
существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в
словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа
предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и
сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные –
нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).
Типы
односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные
и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических
отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность).
Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления
однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы
построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном
предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного
предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в
конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание
знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
1. Тематическоепланирование
Русский язык. 5 класс. 170 часов.
Но Содержание
мер (разделы, темы)
уро
ка
1.
2.
Основное содержание урока
Язык и человек.
Читаем учебник.
Слушаем на уроке.
Общение
устное
письменное.
Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова.
Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога).
и Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения;
анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть,
выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми.
Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка;
анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.
3.
Р. Р.Стили речи.
4.
Звуки
и
Произношение
правописание.
5.
Орфограмма.
6.
Правописание
проверяемых безударных
гласных в корне.
Правописание
Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра.
7.
буквы. Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе.
и
Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое
выделение морфем в словах.
Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
проверяемых согласных в
корне слова.
Правописание
непроизносимых
согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после
шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Раздельное
написание
предлогов
с
другими
словами.
Контрольный
диктант
№1
по
теме:
«Вспоминаем,
повторяем, изучаем»
Р. Р. Что мы знаем о
тексте.
Р.Р. Обучающее изложение
по Г. А. Скребицкому
Части речи.
Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка,
отражающего содержание.
Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные
буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.
Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.
Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение
орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).
Выполнение контрольной работы.
Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой
цельности.
Умение излагать текст художественного стиля.
Коммуникативные УУД
Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или
иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение.
Глагол.
Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в
упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму.
-Тся и – ться в глаголах.
Активизация правил написания - тся и – ться в глаголах, выполнение упражнений,
руководствуясь правилом.
Р.
Р.
Тема текста. Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного
Основная мысль текста
варианта. Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на
заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос.
19.
20.
21.
22.
23.
Личные
окончания Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление
глаголов.
предложений, определение написания не с глаголами.
Имя существительное.
Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на
конце существительных»
Имя прилагательное.
Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с
существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины.
Местоимение.
Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.
Контрольный диктант с Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над
грамматическим заданием ошибками.
№2 по теме:
«Частиречи».
24.
Синтаксис и пунктуация.
25.
Словосочетание.
Разбор словосочетаний.
26.
27.
28.
29.
Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в
тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение.
Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в
словосочетании; составление собственных словосочетаний. Выполняют разборы
словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного
слова и средствам грамматической связи.
Предложение.
Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи.
Виды предложений по Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения.
цели высказывания.
Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания,
характеристика
их
смысловых
и
интонационных
особенностей.
Моделированиеинтонационнойокраскиразличныхпоцеливысказыванияпредложений.
Р. Р. Сжатое изложение Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения.
по рассказу В. П. Катаева
(подготовка).
РР. Сжатое изложение по Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения.
рассказу В. П. Катаева.
Восклицательные
Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах.
30.
предложения.
Р.
Р.
Сочинение
на Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная
свободную тему. План.
беседа. Написание сочинения.
31.
Р.
Р.
Сочинение
свободную тему.
32.
Члены
предложения.
Главные
члены
предложения. Подлежащее.
Сказуемое.
Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и
второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение
признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.
Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочиненияминиатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи
глаголов-сказуемых.
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Нераспространенные
и
распространенные
предложения.
Второстепенные
члены
предложения.
Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов
предложения и постановки тире между ними.
Различать
распространённые
и
нераспространенные
предложения,
составлять
нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.
37.
Дополнение.
38.
Определение.
39.
Обстоятельство.
Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении,
выделение их графически, составление схем предложений.
Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении,
выделение их графически, распространение предложений определениями.
Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в
33.
34.
35.
36.
на Написание сочинения.
Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей
связь между главными и второстепенными членами предложения.
предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами.
50.
Предложения
с
однородными членами.
Знаки
препинания
в
предложениях
с
однородными членами.
Предложения
с
обращениями
Р. Р. Письмо.
Синтаксический
разбор
простого предложения.
Пунктуационный
разбор
простого предложения.
Простые
и
сложные
предложения.
Р. Р. Сочинение по картине
Ф.
П.
Решетникова
«Мальчишки»
(подготовка)
Р. Р. Сочинение по картине
Ф.
П.
Решетникова
«Мальчишки».
Синтаксический
разбор
сложного предложения.
Прямаяречь.
51.
Диалог.
40.
41.
42.
43.
44.
45
46
47.
48.
49.
Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и
пунктуационных особенностей предложений с однородными членами.
Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак
препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с
однородными членами, подбирают обобщающиеслова. Диктант.
Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон
обращения. Составляют предложения с обращениями.
Работа с жанром письма. Написание письма товарищу.
Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.
Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.
Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы
частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам.
Написание сочинения.
Написание сочинения.
Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения.
Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков
препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем.
Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной
речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине).
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Повторение
и Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела.
систематизация знаний по
теме
«Синтаксис
и
пунктуация».
Контрольный
диктант Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
№3
с грамматическим Выполнение работы над ошибками.
заданием
по
теме:
«Синтаксис
и
пунктуация».
Фонетика.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление
таблицы «Гласные звуки».
Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.
Изменение звуков в потоке
речи.
Согласные
твердые и
мягкие.
Р.
Р.
Повествование.
Обучающее изложение с
элементами описания (по
рассказу
К.
Г.
Паустовского
«Шкатулка»).
Согласные
звонкие
и
глухие.
Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в
корне слова с точки зрения позиционного чередования.
Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся
твёрдостью/мягкостью.
Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание
изложения.
Графика. Алфавит.
Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Сопоставление и анализ звукового
и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка
поиска слов в словаре. Пересказ текста.
Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и
орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
Р. Р. Описание предмета в
художественном
стиле.
Сочинение-описание
предмета.
Обозначение
мягкости
согласных с помощью
мягкого знака.
Двойная роль букв е, ё, ю,
я.
Орфоэпия.
Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения.
Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить
слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе
словосочетаний, данных в диктанте.
Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость
предыдущего согласного.
Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и
орфографических ошибок.
разбор Фонетический разбор.
Фонетический
слова.
Повторение изученного в
разделе
«Фонетика
и
графика».
Контрольный
диктант
№4
с грамматическим
заданием.
Р. Р. Описание предметов,
изображенных на картине
(Ф.
Толстой
«Цветы,
фрукты, птицы»).
Слово и его лексическое
значение.
Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Написание сочинения.
Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование
толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и
содержания
Однозначные
и Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с
многозначныеслова.
текстом, иллюстрациями к нему.
Прямое и переносное значение слов.
72.
Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания,
предложения.
Омонимы.
Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и
предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.
73.
Синонимы.
74.
Р.
Р.
Контрольное Написание сочинения.
сочинение по картине И.
Э. Грабаря «Февральская
лазурь».
Антонимы.
Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в
упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.
75.
Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить
словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.
76.
Р.
Р.
Контрольное Написание изложения.
изложение по рассказу К.
Г. Паустовского «Первый
снег».
77.
Морфема - наименьшая
значимая часть слова.
Изменение и образование
слов.
Окончание.
78.
79.
80.
81.
Морфемный анализ слов.
Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова),
морфемный и словообразовательный анализ слов.
Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического
значения.
Р. Р. Сочинение по личным Написание сочинения.
впечатлениям.
Основа слова.
Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи,
82.
83.
84.
85.
86.
87.
расставить знаки препинания.
Корень слова.
Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в
Контрольный словарный подборе однокоренных слов.
диктант.
Р.
Р.
Рассуждение. Написание сочинения.
Сочинение – рассуждение.
Суффикс.
Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных
суффиксальным способом.
Приставка.
Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных
приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.
Р.
Р.
Выборочное Написание изложения.
изложение с изменением
лица.
Чередование
звуков. Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких
Беглые гласные.
условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).
Выделитьчасти слов с беглыми гласными, записатьслова.
88.
Варианты морфем.
Работа с однокоренными словами.
89.
Морфемный разбор слова.
Устный и письменный морфемный разбор.
90.
Правописание гласных и Обозначить приставки в словах , проанализировать разницу между произношением и
согласных в приставках.
написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с
орфографическим словарём.
Буквы З и С на конце Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
приставок.
91.
92.
93.
Буквы а – о в корнях – лаг- Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
- -лож-.
Буквы а – о в корнях – раст Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
94.
95.
96.
97.
98.
-, -рос-, -ращ-.
Буквы О – Ё после
шипящих в корне.
Буквы И – Ы после Ц.
Повторение изученного в
разделе
«Морфемика.
Орфография».
Контрольный
диктант
№5 с грамматическим
заданием.
Р. Р. Сочинение – описание
изображенного по картине
(П.
П.
Кончаловский
«Сирень в корзине»).
Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
Написание сочинения.
Имя существительное как Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить
часть речи.
род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения
по картине.
100. Р. Р. Доказательства в Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинениерассуждении.
рассуждение.
101 Имена
существительные Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены
одушевленные
и предложения. Составление словосочетаний и предложений.
неодушевленные.
102. Имена
существительные Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и
собственные
и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные.
нарицательные.
Сжатое изложение.
Контрольныйсловарный
диктант.
103. Род
имен Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых
99.
существительных.
104.
105.
106.
107.
определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в
которых отчётливо выявляется род существительных.
Имена существительные, Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму
которые имеют только множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.
форму
множественного
числа.
Р.
Р.
Элементы Написание изложения.
рассуждения
в
повествовании. Сжатое
изложение
(Е.
Пермяк.«Перо
и
чернильница»).
Имена существительные, Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму
которые имеют только единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их
форму
единственного по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение.
числа.
Три
склонения
имен Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют
существительных.
таблицу «Склонение имён существительных»
108. Падежи
существительных.
имен Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и
относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами
существительными в родительном падеже.
109. Правописание гласных в Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания
падежных
окончаниях с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные
существительных
в по падежам.
единственном числе.
110. Р. Р. Подробное изложение Написание изложения.
с изменением лица.
111. Множественное
число Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с
имен существительных.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце
слова» Анализ текста.
Правописание гласных в Усвоение правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в
падежных
окончаниях единственном числе.
существительных
во Применение изученного правила при выполнении упражнений.
множественном числе.
Правописание О – Е после Усвоение правила написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
шипящих и Ц в окончаниях Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.
существительных.
Буквы О – Е после Применение изученного правила при выполнении упражнений.
шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Морфологический разбор Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.
имени существительного.
Повторение изученного по Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
теме
«Имя
существительное».
Р. Р. Устное сочинение по Составление устного описания картины, отзыва.
картине
(Г.
Г.
Нисский.«Февраль.
Подмосковье»).
Контрольный
диктант Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
№6 с грамматическим
заданием.
Комплексный
анализ Выполнение работы над ошибками.
текста.
Имя прилагательное как Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление
часть речи.
предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о
части речи.
121. Правописание гласных в
падежных
окончаниях
прилагательных.
122. Гласные
в падежных
окончаниях
прилагательных.
123. Р.Р. Описание животного.
124. Полные
прилагательные.
125.
126.
127.
128.
129.
Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить
окончания имён прилагательных.
Применение усвоенного правила при выполнении упражнений
Написание изложения.
имена Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых,
выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с
краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине.
Полные и краткие имена
прилагательные.
Р. Р. Описание животного Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.
на основе изображенного.
Сочинение по картине (А.
Н. Комаров.«Наводнение»)
(подготовка).
Р.
Р.
Контрольное Написание сочинения.
сочинение по картине А.
Н.
Комарова
«Наводнение».
Морфологический разбор Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.
имени прилагательного.
Р.
Р.
Контрольное Написание изложения.
изложение.
Описание
животного (отрывок из
повести И. С. Тургенева
«Муму»)
130. Повторение изученного по
теме
«Имя
прилагательное».
131. Комплексный
анализ
текста по теме «Имя
прилагательное».
132. Контрольный
диктант
№7 с грамматическим
заданием.
133. Комплексный
текста.
Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.
Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
анализ
134. Глагол как часть речи.
Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу,
числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.
135. Не с глаголами.
136. Р. Р. Рассказ.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
Создание устного рассказа по иллюстрациям
137. Неопределенная
форма
глагола.
Контрольный
словарный диктант.
138. Неопределённая
форма
глагола и личные формы
глагола.
139. Правописание - ться и – тся
в глаголах.
Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о
неопределённой форме глагола.
140. Виды
глагола.
Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о
неопределённой форме глагола.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
Глаголы Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими
141.
142.
143.
144.
несовершенного вида.
Виды глагола. Глаголы
совершенного вида.
Буквы е – и в корнях с
чередованием.
Правописание корней с
чередующимися
гласными.
Р.
Р.
Невыдуманный
рассказ (о себе).
Время глагола.
словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).
Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими
словарями.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
Самостоятельное составление устного рассказа о себе.
Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить
вид и время глаголов.
146. Прошедшее время глагола. Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними
словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.
147. Образование
глаголов Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними
прошедшего времени.
словосочетания.
148. Настоящее время глагола.
Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить
словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.
145.
149. Будущее время глаголов.
150. Спряжениеглаголов.
Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в
будущем. Подобрать слова натему «Спорт».
Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление
с ними словосочетаний и предложений.
151. Глаголы 11 спряжения.
Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
152. Глаголы 1спряжения.
Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление
с ними словосочетаний и предложений.
153. Правописание безударных Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
личных
окончаний
глаголов.
Морфологический разбор
глагола.
Р. Р. Сжатое изложение с
изменением формы лица.
Р. Р. Сжатое изложение
по рассказу А. Ф. Савчук.
«Шоколадный торт».
Мягкий
знак
после
шипящих
в
глаголах
второго
лица
единственного числа.
Правописание глаголов 2
лица
единственного
числа.
Употребление времен.
с ними словосочетаний и предложений.
Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.
Написание изложения.
Написание изложения.
Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени.
Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа.
Р.
Р.
Употребление Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).
«живописного
настоящего»
в
повествовании.
Повторение изученного по Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
теме «Глагол».
Контрольный диктант № Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
8
с
грамматическим Выполнение работы над ошибками.
заданием.
Р. Р. Сочинение-рассказ по Написание сочинения.
рисунку (О. Попович.«Не
взяли на рыбалку»).
164. Разделы науки о языке.
Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по
составленному плану.
165. Р.
Р.
Контрольное Написание сочинения.
сочинение на одну из тем
по выбору (подготовка)
166. Р.
Р.
Контрольное Написание сочинения.
сочинение на одну из тем
по выбору.
167. Орфограммы в приставках Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. Составление
и
корнях
слов. и анализ обобщающей таблицы.
Орфограммы
в Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.
окончанияхслов.
168. Употребление букв Ъ и Ь. Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь
Раздельные написания.
усвоенными правилами.
169. Контрольный
диктант Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь
№9
с грамматическим усвоенными правилами.
заданием
170. Знаки
препинания
в Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
простом
и
сложном
предложении.
Лист
коррекции
Основание для
коррекции
Содержание коррекции
Дата рассмотрения ПС и
номер протокола
ПС
Дата утверждения
приказом и номер
приказа