Рабочая программа учебного предмета "Практикум по русскому языку" 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Практикум по русскому языку» для 8 класса
создана в соответствии требованиями ФГОС. Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 года, №273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17. 12.
2010г №273 ФЗ «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» (с изменениями)
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ( Далее – СП 2.4. 3648-20)
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» ( Далее – СанПиН 1.2. 3685-21)
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010
№2106, зарегистрирован Минюстом России 02.02.2011, рег.№ 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
 Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Озерская
ООШ»
 Учебного плана МКОУ «Озерская ООШ» на 2023-2024 учебный год
В программе учитываются основные идеи и положения федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный
опыт преподавания русского языка в школе.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с кодификатором элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2022 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за
курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый курс предназначен для
обучающихся 8 класса, изучающих русский язык на базовом уровне. Предполагает использование УМК Бархударова , предусматривает учебные занятия 1 час в неделю (34 часа в год) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ СОШ №72 г.Ижевска.
1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

редактирование собственного текста;

применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

соблюдение в практике письма основных норм языка;

использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
 Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
 Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
 Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися являются следующие:
 Владение всеми видами речевой деятельности:
 Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
 Владение разными видами чтения;
 Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
 Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;
 Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
 Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 Умение производить прослушанный или прочитанный текст;
 Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
 Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм;
 Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
 Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
 Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
 Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам;
 Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
 Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа;
 Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
 Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили
языка
 Проведение различных видов анализа слова;
 Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике
 Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение – 1ч
I. Текстоведение – 3ч.

Понятие о тексте. Признаки текста. Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимоценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.
Микротема. Микротекст. Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам.
Виды и средства связи предложений в тексте Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра.
II. Способы сокращения текста – 5ч.
Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой
возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую
структуру, стиль и тип речи оригинала. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений,
важнейшими из которых являются следующие:

умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;

умение адекватно воспринимать авторский замысел;

умение вычленять главное в информации;

умение членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему,
но и микротемы

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой
передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно
научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки,
микротекст, тема, микротема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать
учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного
текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его
приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных
текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (исключение подробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (объединение); сочетание исключения и обобщения (замена). Рекомендуется брать микротексты (1
абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Лекция
учителя, анализ примеров. Конспект лекции.
Применение способов сжатия. Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный
текст (черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст
(черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (чер-

новик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик
изложения).
Работа над изложением. Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками
Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение. Сжатое
изложение.
III . Виды сочинений. Этапы работы над сочинением – 9 ч.
Третья часть экзаменационной работы содержит 3 альтернативных творческих задания , которые проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность
за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При
этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание,
рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание изменилось. Учащиеся
должны выбирать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 и 15.3) и дать письменный
развёрнутый аргументированный ответ.
Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов Анализ
текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на
поставленный вопрос. Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.
Роль знаков препинания на письме. Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над сочинением. Сочинениерассуждение.Работа над сочинением.15.1, 15.2, 15.3.Типы речевых и грамматических ошибок.
Способы
их
устранения.

Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела учебной программы

Количество часов
всего

1.

Введение

1

практических и
контрольных работ
-

2.

Текстоведение

5

1 пр.р.

3.

Способы сокращения текста

11

1 пр.р, 1 к.р

4.

Виды сочинений. Этапы работы над
сочинением

9

2 пр.р, 1 к.р

5.

Контроль по итогам года.

8

6 пр.р.

Итого:

34

10пр.р, 2 к.р

Формы работы
Индивидуальная
Индивидульная
Работа в парах
Индивидульная
Работа в парах
Итоговый
контроль

№ урока
1

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основные разделы.
Учебные единицы.
Тема урока.
Введение – 1час
Вводное занятие. Структура Работа с демонстрационным вариантом, бланэкзаменационной работы по ками ответов.
русскому языку и критерии ее
оценивания.

Виды контроля

Текущий

I. Текстоведение – 5 часов
2

3-4

5-6

7-8

9-10

11
12

13-17

18

19

20

Понятие
текста.

о тексте. Признаки

Микротема. Микротекст.
Абзац.

Аналитико-синтетические упражнения, групповая
работа,
взаимоценка.
Текстыпервоисточники,
развернутый
ответрассуждение.
Анализ текста, изобразительно-выразительных
средств языка; создание монологических высказываний, сочинений-миниатюр.

Виды и средства связи пред- Обобщить и систематизировать знания учаложений в тексте. Комплекс- щихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Тиный анализ текста
пы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте». Выполнение комплексного
анализа текста
II. Способы сокращения текста - 11 часов
Языковые
приёмы сжатия Работа с текстом, работа с карточками и табисходного текста: исключелицами, алгоритмом. Опорный конспект
ние, упрощение, обобщение.
Применение способов сжа- Работа с текстом, работа с карточками и табтия. Практическая работа по лицами, алгоритмом. Работа с текстами излосжатию текста
жения, работа с карточками редактирования.
Работа
над содержанием Работа над текстом изложения
микротем
Работа над композицией изРабота над текстом изложения
ложения
Написание сжатого изложеНаписание сжатого изложения
ния
III. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением – 9 часов
Виды сочинений. Этапы ра- Составление планов сочинений разных типов
боты над сочинением. Критерии оценивания сочинения.
Композиция
рассуждения. Дать понятие об аргументации, о видах и
Аргумент. Способы введения структуре аргументов, показать способы подпримеров-аргументов.
бора аргументов. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорным конспектом
Работа над лингвистическим
Работа со схемами, опорным конспектом
сочинением.15.1

21

Сочинение на лингвистическую тему

Написание сочинения

22

Работа над сочинением 15.2
Понимание смысла текста.

Работа со схемами, опорным конспектом

Текущий

Текущий

Тематический;
практическая
работа

Текущий
Текущий
Работа в парах
Текущий
Работа в парах
Текущий
Работа в группах
Итоговый
Текущий

Текущий
Работа в парах

Текущий
Работа в парах
Текущий

Текущий
Работа в парах

23

Сочинение по предложенному тексту

Написание сочинения

24

Работа над сочинением 15.3
Понимание смысла слова.
Сочинение на понимание
смысла слова
Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок

Работа со схемами, опорным конспектом

25
26

Написание сочинения
Приём “Лови ошибку”. Работа со схемами,
опорным конспектом.

Текущий

Текущий
Работа в парах
Текущий
Текущий
Работа в группах

27-28

IV Контроль по итогам года- 8 часов
Контрольное сжатое изложеНаписание сжатого изложения
ние

Текущий контроль

29-30

Контрольное сжатое сочинение

Написание сочинения.

Текущий контроль

31-32

Контрольное сжатое сочинение

Написание сочинения.

Текущий контроль

33

Диагностическая работа

Выполнение ДКР

Итоговый контроль

34

Анализ работ. Итоги года

Анализ типичных ошибок

Текущий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».