Рабочая программа учебного предмета "Функциональная грамотность" 5-6 классы

MU HI4 CTB PCTBO TTPOC

HH.'I POCC Nfr CKO fr O N4E PAIII,II4
MuuucrepcrBo o6pa:ona HVfl u nroloAixHofi no.nuruKr{ Ceeplloscrcofi
B E UI E

o6.nacru.
AAnalr

H

ncrpa ur,rfl Ta6opu

uc

Kor-o MyH

r{

uu raJr

b H or-o

pa fi oHa.

MKOY "O:epcras OOIU"

'6

o;caY:

;:,Iollpru обеспечить
глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования≫. Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как
факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень
функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и
социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать
развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функ-

циональной грамотности у школьников .
Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для
становления личности определила основную цель программы.
Цель.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5,6 -х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов
и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения.
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные результаты
Грамотность
Читательская

5-й класс
Находит и извлекает
информацию из различных
текстов

Математическая

находит и извлекает
математическую
информацию в различном
контексте
находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях в различном
контексте.
находит и извлекает
финансовую информацию в
различном контексте

Естественнонаучная

Финансовая

6-й класс
Применяет извлеченную из
текста информацию для
решения различного рода
проблем
применяет математические
знания для решения разного
рода проблем
объясняет и описывает естественнонаучные
явления на основе
имеющихся научных знаний
применяет финансовые
знания для решения разного
рода проблем.

Личностные результаты
Грамотность
Читательская
Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

5,6 классы
оценивает содержание прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей; формулирует
собственную позицию по отношению к прочитанному
объясняет гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе
математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе
естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях
с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей гражданина страны

Содержание курса «Функциональная грамотность»
5-й класс
Финансовая грамотность: Почему важно развивать свою финансовую
грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое
поведение людей. Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты "Деньги". Из чего
складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о ≪мудрецах≫, о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части
и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление
содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным текстом.
Естественнонаучная грамотность:
Звуковые явления
Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его
воздействие на человека.
Строение вещества
Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды.
Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле.

6-й класс
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о
деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир
профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Сколько стоит "свое дело"?
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на
построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,
конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы
и карты.
Естественнонаучная грамотность:
Строение вещества
Тело и вещества. Агрегатные состояния.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

1

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность
От чего зависит
благосостояние семьи
Учимся оценивать
финансовое поведение
людей.
Учимся
оценивать

2
3

4

Всего
часов
(в неделю
1 ч)
1

Теория

Практика

1

1

Беседы,
дискуссии.

1

0

1

Круглый стол, игра.

1

1

1

Игра, экскурсия.

1

1

1

Игра, круглый стол.

Формы
деятельности
диалоги,

5
6
7

8

финансовое поведение
людей.
Деньги: что это такое.
Учебные минипроекты "Деньги"
Из чего складываются
доходы семьи. Учимся
считать семейные
доходы
Исследуем расходы
семьи. Учебные минипроекты "Расходы
семьи".

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Круглый стол, игра,
квест.
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Проект, игра.

1

1

1

Проект

8

5

8

Итого

6 класс
№

Тема занятия

1

Удивительные факты и
истории о
деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги:
история и
современность.
Откуда берутся деньги?
Виды
доходов.
Заработная
плата.
Почему у всех она
разная? От чего это
зависит?
Собственность
и
доходы
от
нее.
Арендная
плата,
проценты,
прибыль,
дивиденты.
Социальные выплаты:
пенсии, пособия.
Как заработать деньги?
Мир профессий и для
чего нужно учиться?
Личные деньги
Сколько стоит "свое
дело"?
Обобщение
и
закрепление
пройденного материала.

2

3

4
5

6
7
8

Всего
часов
(в неделю
1 ч)
1

Теория

Практика

Формы
деятельности

1

1

Беседы,
диалоги,
дискуссии.

1

1

1

Круглый стол, игра.

1

1

1

Круглый стол, игра,
квест.

2

1

2

1

1

1

Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Викторина,
квест,
квиз

1
1

1
1

0
1

1

1

1

Проект, игра.
Беседы,
диалоги,
дискуссии
Круглый стол, игра,
квест.

ИТОГО

8

8

8

Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

1

Применение чисел и
действий над ними.
Счет и десятичная
система счисления.
Сюжетные
задачи,
решаемые с конца.

2

3

4

5

6

7

Задачи на переливание
(задача Пуассона) и
взвешивание.
Логические
задачи:
задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые
шаги
в
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры.
Наглядная
геометрия. Задачи на
разрезание
и
перекраивание.
Разбиение объекта на
части и составление
модели.
Размеры
объектов
окружающего мира (от
элементарных частиц
до
Вселенной),
длительность
процессов
окружающего мира
Комбинаторные
задачи. Представление
данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Итого

Всего
часов
(в неделю
1 ч)
1

Теория

Практика

Формы деятельности

1

1

Беседа, обсуждение,
практикум.

1

1

1

1

0

1

Обсуждение,
практикум,
брейн-ринг.
Обсуждение,
исследование.

1

1

1

Беседа,
обсуждение
практикум.

2

1

2

Игра,
урокисследование, брейнринг,
конструирование.

1

0

1

Обсуждение,
урокпрактикум,
моделирование.

2

1

2

Урок-практикум.

9

5

9

урок-

6 класс
№

Тема занятия

1

Числа и единицы
измерения: время,
деньги, масса,
температура,
расстояние.
Вычисление величины,
применение пропорций
прямо
пропорциональных
отношений для решения
проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты, пропорция,
движение, работа.
Инварианты: задачи на
четность (чередование,
разбиение на пары).
Логические
задачи,
решаемые с помощью
таблиц.
Графы и их применение
в решении задач.
Геометрические задачи
на построение и на
изучение свойств фигур:
геометрические
фигуры на клетчатой
бумаге,
конструирование.
Элементы
логики,
теории вероятности,
комбинаторики:
таблицы, диаграммы,
вычисление
вероятности.

2

3

4

5

6
7

8

Всего
часов
(в
неделю 1
ч)
1

Теория

Практика

Формы деятельности

0

1

Игра,
обсуждение,
практикум.

1

1

1

Исследовательская
работа, урок
практикум.

1

1

1

Обсуждение,
практикум,
соревнование.

урок-

1

0

1

Урок-игра,
исследование.

урок-

2

0

2

1

0

1

1

1

1

Урок-игра,
индивидуальная
работа в парах.
Обсуждение,
урокпрактикум.
Беседа,
урокисследование,
моделирование.

1

1

1

9

4

9

Обсуждение,
практикум,
проект, игра.

Итого

Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Формы

урок-

1

2

3

4

5
6

7

часов
(в неделю
1 ч)
Определение основной
1
темы в фольклорном
произведении.
Пословицы, поговорки
как
источник
информации.
Сопоставление
1
содержания текстов
разговорного
стиля.
Личная
ситуация
в
текстах.
Работа с текстом: как
1
выделить
главную
мысль текста или его
частей?
Типы текстов: текст2
описание
(художественное
и
техническое).
Что такое вопрос? Виды
1
вопросов.
Типы
задач
на
1
грамотность
чтения.
Примеры задач.
Работа со сплошным
2
текстом.
9
Итого

деятельности

1

1

Беседа, конкурс.

1

1

Работа
в
парах.
Ролевая игра.

1

1

1

2

Беседа, дискуссия в
формате
свободного обмена
мнениями.
Круглый стол.

1

1

Квест, конкурс.

1

1

Квест, игра «Что?
Где? Когда?».

0

2

Ролевая игра.

6

9

6 класс
№

1

2

3

Тема занятия

Всего
часов
(в неделю
1 ч)
Определение
основной
1
темы и идеи в эпическом
произведении
Древнерусская летопись
1
как источник
информации о реалиях
времени.
Сопоставление
1
содержания
художественных текстов.
Определение авторской
позиции
в
художественных текстах.

Теория

Практика

1

1

Беседа, конкурс.

1

1

Круглый
стол.
Ролевая игра.

1

1

Работа в парах,
игра в формате
КВН.

Формы
деятельности

4

5

6

7

Работа с текстом: как
понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текстповествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Типы
задач
на
грамотность.
Интерпретационные
задачи.
Работа с не сплошным
текстом: таблицы и карты.

1

1

1

Квест,
стол.

круглый

1

1

1

Круглый
дискуссия.

2

1

2

Квест, игра «Что?
Где? Когда?».

2

0

2

Беседа, дискуссия в
формате
свободного обмена
мнениями.

9

6

9

стол,

Итого

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

1

Звуковые явления.
Звуки живой и
неживой
природы. Слышимые и
неслышимые звуки.
Устройство динамика.
Современные
акустические системы.
Шум и его воздействие
на человека.

2

3

4
5

6

Движение
и
взаимодействие
частиц.
Признаки
химических реакций.
Природные
индикаторы.
Вода.
Уникальность
воды
Углекислый
газ
в
природе
и
его
значение.
Земля,

Теория
Практика
Всего
часов
(в неделю
1 ч)
Звуковые явления
1
1
1

Формы деятельности

Беседа, демонстрация
записей
звуков.

1

Наблюдение
физических явлений.

Строение вещества
1
1

1

Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.

1

1

1

1

1

0

1

1

Земля и земная кора. Минералы
внутреннее
1
1
1

Работа с коллекциями

7
8

строение
Земли.
Знакомство
с
минералами,
горной
породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность планеты
Земля. Условия для
существования жизни
на Земле. Свойства
живых организмов.

минералов и горных
пород.

1

1
Живая природа
1
1

0

8

5

6

Беседа. Презентация.

0

Итого

6 класс
№

Тема занятия

1

Тело и вещество.
Агрегатные состояния
вещества.
Масса. Измерение
массы тел.
Строение
вещества.
Атомы и молекулы.
Модели
атома.

2
3

4

5

6

7

8

Теория
Практика
Всего
часов
(в неделю
1 ч)
Строение вещества
1
0
1

Формы
деятельности

Наблюдения

1

0

1

Лабораторная работа

1

1

1

Моделирование

Тепловые явления
1
1

Тепловые
явления.
1
Тепловое расширение
тел.
Использование
явления
теплового
расширения
для
измерения
температуры.
Плавление
и
1
1
1
отвердевание.
Испарение и
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления
о
1
1
0
Вселенной.
Модель
Вселенной.
Модель
солнечной
1
1
0
системы.
Живая природа
Царства
живой
1
1
0

Презентация.
Учебный
эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа

Обсуждение.
Исследование.
Проектная работа

Квест

природы
8
Итого

6

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Наука и жизнь» 5 класс (34 ч)
№

Тема урока

1. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час)
1.
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
2.
От чего зависит благосостояние семьи
3
Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4
Учимся оценивать финансовое поведение людей.
5
Деньги: что это такое
6
Учебные мини-проекты "Деньги"
7
Из чего складываются доходы семьи
8
Учимся считать семейные доходы
2. Модуль: «Основы математической грамотности»
9.(1) Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.
10.(2) Сюжетные задачи, решаемые с конца.
11.(3) Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
12.(4) Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
13.(5) Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
14.(6) Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
части и составление модели.
15.(7) Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов
окружающего мира
16.(8) Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
17.(9) Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
3. Модуль: «Основы читательской грамотности»
18.(1) Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации.
19.(2) Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
20.(3) Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
21.(4) Типы текстов: текст-описание (художественное
и
техническое).
22.(5) Типы текстов: текст-описание (художественное
и
техническое).
23.6) Что такое вопрос? Виды вопросов.
24.(7) Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
25.(8) Работа со сплошным текстом.
26.(9) Работа со сплошным текстом.

Дата по
плану

Дата по
факту

4. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности»
27.(1) Звуковые явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
28.(2) Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
29.(3) Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических
реакций. Природные индикаторы.
30.(4) Вода. Уникальность воды
31.(5) Углекислый газ в природе и его значение.
32.(6) Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами,
горной породой и рудой.
33.(7) Атмосфера Земли.
34.(8) Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Итого-34 час; Проект-1 Практические работы -5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Наука и жизнь» 6 класс (33 ч)
№

Тема урока

1.Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час)
1.
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность.
2.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит?
3
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденты.
4
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
5
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно
учиться?
6
Личные деньги
7
Сколько стоит "свое дело"?
8
Обобщение и закрепление пройденного материала.
2. Модуль: «Основы математической грамотности»
9.(1) Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
10.(2) Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
11.(3) Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
12.(4) Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на
пары).
13.(5) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
14.(6) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
15.(7) Графы и их применение в решении задач.
16.(8) Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
17.(9) Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
3. Модуль: «Основы читательской грамотности»
18.(1) Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
19.(2) Древнерусская летопись как источник
информации о реалиях времени.
20.(3) Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных текстах.
21.(4) Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
22.(5) Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
23.6) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
24.(7) Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты
25.(8) Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты

Дата по
плану

.

Дата по
факту

4. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества
26.(1) Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества.
27.(2) Масса. Измерение массы тел.
28.(3) Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома.
Тепловые явления
29.(4) Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения температуры.
30.(5) Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
31.(6) Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
32.(7) Модель солнечной системы.
Живая природа
33.(8) Царства живой природы
Итого-33 час; Практические работы- 7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».