Утвержден
приказом директора
МКОУ Озерская ООШ»
№ 65-од от «26» августа 2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МКОУ «Озерская ООШ»
для обучающихся с ОВЗ
5-9 класс
(умственная отсталость)
на 2024-2025 учебный год
д. Озерки
2024 г.
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальные нарушения) 5-9 классы
На 2024/2025 учебный год
Учебный план МКОУ «Озерская ООШ» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), составлен в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (с изменениями и дополнениями от 10 июня 2019г).
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. N 1599)
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области";
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)"
Устав МКОУ «Озерская ООШ».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
Формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
№
п/п
1
Обязательные учебные
области
Язык
практика
и
речевая
Основные задачи реализации содержания
Русский
язык
Формирование
первоначальных
навыков чтения и письма при овладении грамотой.
Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике
получения знаний.
Использование
письменной
коммуникации
для
решения практико ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание значения
Чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов,
воспитания
чувства прекрасного, элементарных
этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного
Чтения доступных по
литературных
содержанию и
текстов.
возрасту
Формирование
коммуникативных навыков при чтении литературных
произведений.
представлений
Обогащение
Речевая
практика
Расширение
об окружающей действительности.
лексической
грамматико-синтаксической
и
сторон речи. Развитие
навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных
ситуациях общения. Ознакомление со средствами
устной выразительности, о владение нормами речевого
этикета.
2
3
Математика
Естествознание
Математика Овладение началами математики
(понятием
числа,
вычислениями,
решением
арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры в различных видах
практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в
жизни. Формирование начальных представлений о
компьютерной грамотности.
Информатика Представление о персональном
компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах
и
их
назначении;
выполнение
элементарных действий с компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение
компенсирующих физических упражнений (мини
зарядка); пользование компьютером для решения
доступных
учебных
задач
с
простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и
др.)
Природоведение Формирование элементарных знаний
о живой и неживой природе и взаимосвязях,
существующих между ними. Применение полученных
знаний в повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология Формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма
4
5
Человек
Основы социальной жизни Развитие навыков
самообслуживания,
самостоятельного
ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем
окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и
семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
Мир истории Формирование первоначальных
временных исторических представлений.
Установление простейших взаимосвязей между
историческим
временем
и
изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей);
жизни отдельного человека и общества.
История Отечества Формирование представлений о
наиболее значимых исторических событиях в жизни
нашей страны, о традициях, трудовых и героических
делах народов, проживающих на территории нашей
Родины, о примерах служения своему Отечеству в
борьбе за свободу и независимость. Обогащение
практики понимания другого человека (мыслей, чувств,
намерений другого), эмоционального сопереживания,
морального выбора в различных жизненных ситуациях.
Обществоведение Формирование первоначальных
представлений о правах и обязанностях гражданина;
основных законах нашей страны
Искусство
Музыка Формирование и развитие элементарных
умений и навыков, способствующих адекватному
восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Изобразительное искусство Формирование умений и
навыков
изобразительной
деятельности,
их применение для решения практических задач.
Развитие художественного вкуса: умения отличать
"красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как
ценности;
воспитание
необходимости
в
художественном творчестве
6
Физическая
культура
Физическая культура Формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и
безопасного
образа
жизни;
соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание
интереса к физической культуре и спорту,
формирование необходимости в систематических
занятиях физической культурой и доступных видах
спорта. Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и
других. Формирование умения следить за своим
физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение
основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в
соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
7
Технология
Профильный труд Формирование трудовых умений,
необходимых
в
разных
жизненных
сферах.
Формирование
умения
адекватно
применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки
для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия. Приобретение навыков
самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи. Реализация АООП в части трудового
обучения осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на необходимость в
рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и их
родителей (законных представителей) на основе
выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой
деятельности. Совершенствование трудовых умений
по выбранному профилю труда осуществляется в
трудовой практике, определение ее содержания и
организация
осуществляется
самостоятельно
образовательной организацией с учетом региональных
условий и необходимости в рабочих кадрах, а также в
соответствии с требованиями санитарных норм и
правил
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося,
а также его интеграцию в социальное окружение;
Формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальными этнокультурным ценностям;
Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)физическом развитии;
введениеучебныхкурсовдляфакультативногоизученияотдельныхучебныхпредметов.
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
использованы следующим образом:
5-ыйкласс:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «основы
социальной жизни» -2 ч. в неделю;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «профильный
труд» -4 ч. в неделю
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом, логопедом, психологом
на специальных занятиях индивидуально и по подгруппам. Их продолжительность 15-20мин. Всего
на коррекционно-развивающую область отводится 6 занятий в неделю. Коррекционные занятия
могут проводиться как в первую, так во вторую половину дня.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, промежуточная аттестация проводится
по каждому учебному предмету по итогам учебного года.
Недельный учебный план МКОУ «Озерская ООШ»
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII I X
Всего
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
4
2
2
2
2
2
1
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
17
3
4
6
8
2
8
2
-
2
1
2
-
2
-
6
3
1
3
3
1
3
3
3
2
15
7
29
-
6
28
2
4
29
2
8
31
2
8
31
2
35
147
8
29
30
31
33
33
157
1
1
1
1
1
5
Занятия с психологом
2
2
1
2
2
9
Внеурочная деятельность:
1
4
4
4
4
20
Всего к финансированию
36
40
42
43
43
207
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Обязательная часть
1.Язык и речевая
1.1. Русский язык
практика
1.2. Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Мир истории
4.
Человек
и
4.2. Основы
социальной
общество
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.
Физическая
6.1. Физическая культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Логопедические занятия
Недельный учебный план МКОУ «Озерская ООШ»
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Количество часов в неделю
Классы
V
VI
VII
VIII
Учебные предметы
Предметные
области
Обязательная часть
1.Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4.
Человек
общество
и
5. Искусство
6.
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.4. Мир истории
4.5. Основы
социальной
жизни
4.6. История отечества
5.3. Изобразительное
искусство
5.4. Музыка
6.1. Физическая культура
Физическаяк
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Логопедические занятия
IX
Всего
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
680
680
136
136
68
68
68
68
68
34
102
34
68
68
68
102
34
68
68
68
102
34
68
68
68
578
102
136
204
272
68
306
68
-
68
34
68
-
68
-
204
102
34
102
102
34
102
102
102
68
510
238
986
-
204
952
68
136
986
68
272
1054
68
272
1054
68
1224
5066
272
1122
5338
986
1020
1054
1122
34
34
34
34
34
170
Занятия с психологом
68
68
34
68
68
340
Внеурочная деятельность:
34
136
136
136
136
578